Кто их придумал и для чего они нужны?
Если вам ещё не доводилось слышать о гибких навыках, то в ближайшее время это точно произойдёт. ‘Soft skills’ уверенно набирает популярность в среде педагогов и тренеров, а значит, самое время разобраться, что же это такое.
А лучший способ это сделать — изучить наши сегодняшние карточки. За дело!
Как переводится ‘soft skills’? Я слышал(а) несколько вариантов.
Действительно, на русский ‘soft skills’ переводят то как «гибкие навыки», то как «мягкие навыки». Но речь об одних и тех же навыках.
А что это такое?
Это навыки, которые позволяют человеку быть не только хорошим специалистом (за это отвечает образование и опыт), но и хорошим сотрудником. А это умение управлять своим временем, решать проблемы без скандалов, критически мыслить, эффективно работать, etc.
Мягкие навыки не связаны с конкретной предметной областью, они общие для любой профессии, ведь в каждой области работают люди, а групповая динамика — это универсалия.
Елена Леонидовна, преподаватель Ассоциации репетиторов:
«К таким навыкам относятся креативность, коммуникация, умение работать в команде, критическое мышление. Одна из ключевых особенностей этих навыков заключается в их универсальности. Неважно, работаешь ли ты директором по закупкам «ВкусВилла» или журналистом — во все возрастающем количестве областей жизни современная экономика требует от работников оригинальности, гибкости и т.д.».
Звучит как-то странно… Наверняка придумали какие-нибудь иностранцы!
Так и есть. Понятие ‘soft skills’ появилось в США и связано прежде всего с исследованиями, проводившимся в связи с реформой системы подготовки личного состава армии США (1959-72 гг.). Кроме того, о них говорилось в исследовании, которое проводили при подборе сотрудников дипломатической информационной службы Госдепартамента США в 1971-1991 гг. Дэвид Макклэланд, руководитель исследований, ввёл понятие «компетенция» и разработал методику оценки компетенций.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/supriya_sarkar/3228560015/sizes/l/)
Погодите, но вы говорите «личный состав армии», «Госдепартамент»… При чём тут школа?
Сегодняшние школьники рано или поздно попадут на рынок труда, и одна из главных родительских забот — как они себя там будут чувствовать. Подобно тому как технологическое оснащение школ подстраивается под современное восприятие мира, вектор школьного образования также меняется в соответствии с нашими представлениями о том, что должен знать и уметь будущий сотрудник.
Елена Леонидовна:
«Современная система школьного образования сложилась в индустриальную эпоху. Ключевым навыком, который ожидала экономика того времени от работников, стала дисциплина. Среди прочих об этом увлекательно писал знаменитый французский философ Мишель Фуко, который в книге "Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы" проводит параллели между школой и больницей, тюрьмой и армией. Экономика XXI века принципиально отличается от предыдущей системы.
Благодаря развитию искусственного интеллекта и автоматизации огромного количества процессов исчезают и будут продолжать исчезать сотни рабочих мест и профессий, в первую очередь тех профессий, где важна была как раз дисциплина. Ведь кто может быть более дисциплинирован, чем автомат?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/budslife/1771179517/sizes/z/)
Своеобразная революция в экономике создает предпосылки для революции в школьном образовании, которое, несмотря на свою ригидность, уже меняется во многих развитых и развивающихся странах. Новая экономика больше не ожидает от школы, что она выпустит послушных винтиков. Напротив, теперь целью школы должно стать развитие так называемых soft skills, или, как их еще называют, "навыков XXI века"».
Но мы же как-то жили без них раньше — и ничего, справлялись.
Как массовое явление гибкие навыки действительно не существовали до недавнего времени. Однако это не значит, что о них не думали и не отмечали их значения.
Елена Леонидовна:
«Интересно, что на протяжении истории человечества о важности развития этих навыков высказывались разные ученые и деятели: от Платона до создателей земских школ Российской империи. Ведь развитие этих навыков полезно не только экономике, но и самим людям в целом. Умение критически мыслить помогает отсеивать искаженную информацию, делать более обоснованные выборы во всех сферах жизни. Развитые коммуникативные навыки полезны как на работе, так и в личных отношениях. Эти же преимущества дает и умение работать в команде. Креативность способствует развитию мозга и творческой самореализации. Все эти показатели, в свою очередь, способствуют повышению уровня субьективного благополучия (термин, которым социологи часто обозначают то, что в обычной речи мы называем счастьем)».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/maricontis/23276554694/sizes/l/)
А кто-нибудь вообще доказал их важность и необходимость?
Вообще-то, да.
Например, в 2016 году в The Economic Journal было опубликовано исследование, показывающее взаимосвязь между гибкими навыками и занятостью/зарплатой. В нём наглядно продемонстрировали, как именно влияет психологическая составляющая работника на качество выполняемой работы и, следовательно, зарплату.
Это не единственное исследование в своём роде. Аналогичный обзор был опубликован Ксенией Рожковой в статье «Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда». В этой статье автор показала, что разница в зарплате определяется наличием/отсутствием высшего образования в той же степени, что и «некогнитивные характеристики» (т.е. гибкие навыки).
Ну хорошо, это важно, согласились. Но школьников-то этим зачем мучить? Можно же всё необходимое развить уже в университете или на первом рабочем месте.
Безусловно, можно — и этим занимаются добросовестные работодатели, проводя соответствующие тренинги среди своих сотрудников. Но во-первых, это делают далеко не все работодатели, а во-вторых, может произойти немало рабочих неудач, прежде чем сотрудник поймёт, в чём, собственно, его проблема, и захочет как-то на это повлиять.
Прокачка же соответствующих навыков в раннем возрасте имеет позитивный долгосрочный эффект. Соответствующее исследование было опубликовано ещё в 2013 году в журнале American Economic Review. Авторы статьи отмечают, что программы раннего образования, цель которых — развитие поведенческих и личностных навыков, в дальнейшем положительно сказываются не только на прошедших обучение, но и на социально-экономическом благополучии общества.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/weemikie/37397324092/sizes/l/)
И что, в школах этому где-то учат?
В официальной школьной программе гибких навыков пока нет. Однако их преподают на курсах дополнительного образования (как онлайн, так и офлайн), а также включают в свою программу некоторые частные школы. Аналогичные программы доступны и для взрослых, которые решили прокачать свои навыки.
А как вообще можно улучшить мягкие навыки? Судя по их описанию, это не то, что можно прокачать, почитав книжку.
Cовершенно верно. Гибкие навыки оттачивают благодаря практике. Для детей традиционно используют несколько проверенных подходов.
-
Настольные игры.
Разумеется, не все настольные игры одинаково хороши для ‘soft skills’. Специалисты считают, что в рамках работы с гибкими навыками больше всего подходят те, что требуют взаимодействия с другими игроками, быстрого принятия решений, предугадывания действия игроков и распознавания эмоций (например, «Монополия», «Мафия», «Манчкин»).
-
Спортивное ориентирование.
Оно подходит по тем же причинам, что и настольные игры — тренирует навык быстрого принятия решений, руководства и подчинения, командной работы, а также учит чувствовать и правильно определять время.
-
Спортивные игры.
Помимо хорошего влияния на физическое состояние у спортивных состязаний есть прекрасные побочные эффекты: они учат лидерским качествам, дисциплине, а также тренируют корректно воспринимать критику и проигрывать.
-
Психологические тренинги. Психологические тренинги для подростков, разумеется, совсем не то же самое, что психологические тренинги для взрослых дядь и тёть — никто не будет заставлять школьников формулировать миссию компании. Однако в основе их — те же самые принципы.
-
Квесты.
Бум квестов связан не только с тем, что нам надоело сидеть на диване, но и с тем, что нам очень не хватает командной работы. Квесты идеально справляются с этой задачей, ставя участников в ситуацию, когда нужно быстро думать, быстро решать и действовать сообща.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/19323764@N05/5305874670/sizes/l/)
Ну хорошо. И как мне учить этому ребёнка? Куда его вести?
А вы знали, что умение искать источники информации и критически их оценивать — тоже один из гибких навыков?
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/ddrsoccer/511937126/sizes/l/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
13 марта 2020