Одна из главных причин, почему родители обращаются к репетиторам, — подготовка к школьным экзаменам. Однако ровно этим же занимаются на многочисленных курсах, которые специализируются и на ЕГЭ, и на отдельных предметах. Так стоит ли идти к репетитору? Выясняем вместе.
В чём твоя проблема?
Искать знания за пределами школы редко начинают разнообразия ради. Чаще всего причины кроются в каком-нибудь неприятном несовпадении — например, несовпадении уровня владения предметом тем требованиям, которые к нему предъявляет единый государственный экзамен.
Но это только верхушка айсберга, под водой скрываются куда более масштабные причины:
1) личный конфликт ученика с преподавателем (и, как следствие, отвращение к предмету);
2) особенности преподавания (сюрприз: не все учителя могут научить 100% учеников в их классе);
3) отсутствие мотивации (да-да, «зачем мне эта школа?» — вполне нормальное состояние для подростка);
4) etc.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/alamosbasement/3564909187/sizes/l/)
Впрочем, проблемы с учёбой — далеко не единственная причина обратиться за помощью курсов или преподавателей. Поступление в определённые вузы требует специальной подготовки, которую не получить в общеобразовательной школе. Аналогичной подготовки требуют и олимпиады.
И тут наступает момент X: родителям предстоит решить, отправлять ли чадо к репетитору или на курсы.
Курсы: шире круг!
Коротко о главном: курсы во многом напоминают школу, отличаясь разве что количеством человек в группе. Здесь также есть определённая программа и есть тесты, позволяющие контролировать то, как она усваивается.
Пожалуй, основное преимущество курсов — экономическое: в среднем они стоят дешевле, чем услуги частного преподавателя.
Обычно курсы специализируются на определённых задачах — подготовке к ЕГЭ, сдаче экзамена на знание языка (например, IELTS), подготовке к олимпиадам или профильным экзаменам и т.п. Во многом поэтому за ними развевается флёр надёжности — ведь если есть специализация, есть и репутация, и на запрос «А посоветуйте хорошие курсы» можно с большой вероятностью ждать внятного ответа.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/94483017@N08/8594409988/sizes/o/)
Пожалуй, самый спорный момент в обучении на курсах, — работа в группе. С одной стороны, хорошо подобравшаяся группа может работать как фасилитатор, заставляя учеников «собираться», подстёгивая быть лучше и работать усерднее.
С другой — как и в любой другой группе, в группе на курсах обязательно будет «среднее по больнице», под которое будут подстраиваться все. И это в равной степени плохо и для тех, кто хочет больше, и для тех, кому нужна помочь с самыми основами.
— «отличники» будут скучать в ожидании остальных, требуя более сложных задач, которые преподаватель с большой вероятностью ему не сможет предоставить в отсутствие возможности для индивидуальной работы;
— отстающие будут чувствовать себя неуверенно, стесняясь показаться неучами на общем фоне, даром что были отправлены на курсы именно что ради ликвидации пробелов.
Другой важный нюанс — время.
Курсы потому и называются курсами, что длятся не неделю и не две. И если задача ученика — наверстать определённые темы — одну или несколько, смысла идти на курсы определённо нет, они только «съедят» драгоценное время.
Наконец, учёба на курсах — это с большой вероятностью учёба среди незнакомых людей. Неуверенные в себе ученики могут (и с большой вероятностью будут) стесняться попросить повторить, объяснить, уточнить и так далее — и в конце концов ситуация на курсах может стать очень похожей на то, что происходит в школе.
Суммируя, проверенные курсы — вполне подходящий вариант «для профилактики», если у школьника нет глобальных проблем с предметом и мотивацией, а времени до момента X, будь то поступление в университет, олимпиада или экзамен, ещё предостаточно.
Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/alper/9378181639/sizes/l/
Частный, личный, персональный
«Многие репетиторы пишут у себя в резюме про индивидуальный подход. И надо понимать, что это не пустой звук», — говорит Елена Леонидовна (https://repetit.ru/repetitor.aspx?id=168215), преподаватель английского языка.
«Преподаватель действительно подстраивается под каждого конкретного ученика — не только под его пробелы, но и под особенности восприятия. Я одну и ту же тему могу преподавать тремя, а то и тридцатью тремя разными способами, потому что кому-то надо повторить несколько раз, кому-то — нарисовать картинку, а кому-то вообще сплясать.
Я утрирую, конечно, но суть ясна — все ученики очень разные. И у репетитора они оказываются ровно потому, что в школе всем преподают одинаково, а понимают одинаково не все».
К частным преподавателям действительно обращаются за тем частным подходом, которого при всём желании не в состоянии дать школа. Полтора часа занятия тет-а-тет — совсем не то же самое, что академический час с двадцатью другими учениками в школе.
Преподаватель может объяснить одну и ту же тему снова и снова, не беспокоясь о других — он здесь ровно для того, чтобы ученик что-то усвоил.
Но «индивидуальный подход» — это не только про методику, но и про организацию занятий.
«Мне раньше казалось, что школьники — это люди, которые в первой половине дня учатся в школе, а во второй ходят на дополнительные занятия, кружки и т.п. Оказалось, что реальность куда разнообразнее. У меня есть ребята на домашнем обучении, и мы с ними занимаемся в первой половине дня. А есть те, кто на неделе так загружен, что готов заниматься языком только в выходные. А ещё бывают самые разные переносы: я как-то занималась с ученицей-школьницей в 9 утра. Почему она не в школе, уточнять не стала, меня это не касается».
Залог успеха в занятиях с частным преподавателем — договориться о критериях. На курсах для оценки знаний регулярно проводятся тесты, и если вы хотите быть уверены в успеваемомости школьика, было бы здорово предварительно узнать у репетитора, как именно он отслеживает этот параметр.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/max-garcia/31300061665/sizes/l/)
«Вы нам не подходите»
Самая приблизительная схема выбора между репетитором и курсами выглядит так: если есть время и нет особых беспокойств, курсы — подходящий выбор; в остальных случаях лучше положиться на преподавателя.
Что бы вы ни выбрали, нужно иметь в виду, что совершенно необязательно выбор сразу окажется попаданием в яблочко. «Хорошие курсы» вовсе не гарантируют, что этот конкретный преподаватель найдёт подход к этому конкретному ученику, как и «хороший репетитор» может оказаться не стопроцентно хорош.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/cristic/359572656/sizes/l/)
«Шансы «не совпасть» с репетитором всегда есть. Если вы оба — люди, это абсолютно в порядке вещей», — говорит Елена Леонидовна.
«И тут я вряд ли посоветую что-то, что ещё не успели посоветовать. Мне кажется, всё решает простая человеческая симпатия и здравый смысл. Если преподаватель нравится, если он хорошо объясняет материал, не повышает тон и не нарушает границы каким-либо другим способом, скорее всего, на долгой дистанции вы поладите. А нет — не вижу проблемы сказать «извините, расходимся, не судьба». Насильно мил не будешь».
И тут самое время вспомнить о ещё одном важном преимуществе частных преподавателей — в отличие от курсов, их не нужно оплачивать на месяц или семестр вперёд.
Удачного вам выбора!
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
26 февраля 2021